Башни 

       Форму башни танка Т-34-76 во многом определила мода тридцатых годов. Сходная конфигурация была принята на некоторых других танках (не только советских). Рациональные углы башни продолжали линии корпуса. Это передовое для своего времени конструкторское решение, в какой то мере, и стало причиной врожденного недостатка - тесноты, борьба с которым шла на протяжении всей эволюции "тридцатьчетверки".
Первый вариант башни установочной серии (как минимум 10 единиц, две из которых использовались для "представительских целей", а в дальнейшем для отработки нововведений), отличала законченность формы. Приборы наблюдения и "портики для стрельбы из револьвера" на них располагались строго по оси башни. На плоском, без выштамповки люке, располагался прибор кругового обзора. Часть из этих машин попала в войска и участвовала в боях.
 

Следующая серия претерпела изменения - по требованию военных был увеличен внутренний объем башни. Для этого, линию изгиба боковых листов сместили назад, из-за чего бортовые приборы наблюдения оказались на плоскости, сориентированными вперед, под небольшим углом. Таких машин в последних числах июня - первых числах августа 1940 года было выпущено немного (предположительно 16).
Перенос радиостанции из башни в корпус - это было одним из требований военных еще при испытании А-34, но реализовали его уже в ходе производства.
Следующий вариант имел увеличенный люк, с выштамповкой над головой командира.
Броневые детали для сварных башен изготавливались в Мариуполе. Здесь, совместно с НИИ №48 и другими организациями. внедрили в производство литую башню По снарядостойкости новое изделие не имело преимуществ, а по массе было тяжелее прежнего. Но литье позволяло значительно увеличить объем выпуска танков. С 1-го -октября 1940 года была принята к поставке литая башня Мариупольского производства.
Внешней особенностью этого типа стало то, что скос верхней крышки кормовой ниши исчез. За счет этого увеличилась высота заднего люка для демонтажа орулия. который продолжал крепиться на четырех болтах, как и раньше.
На первых литых башнях бронировка бортовых приборов наблюдения была выполнена заодно с башней, но вскоре от такого новшества отказались, унифицировав эти элементы со сварной башней. Затем с крышки люка убрали смотровой прибор кругового обзора. Отверстие в люке, в этом случае заваривалось круглой заглушкой.
Литые и сварные башни выпускались параллельно, поэтому, когда в марте 1941 года на танках Т-34 стали устанавливать пушки Ф-34, ими оснащались оба типа башен и в том и в другом случае справа и слева приваривались защитные гребни.
В это же время были утверждены чертежи новой башни. Наибольший диаметр башенного кольца (в нижней части увеличили с 1764 до 1785 мм).

Параллельно со сварной, с осени 1940 года выпускались машины с литой башней. Первый вариант литой башни практически полностью повторял сварную, но не имел уклона в задней части крыши. На первых экземплярах была попытка отливать бронировку боковых приборов наблюдения заодно с башней. Поверхность обрабатывалась очень тщательно, поэтому ни литьевого стыка, ни следов от литников на ней практически не оставалось. Задний люк крепится на четырех болтах.На некоторых литых башнях встречается люк старого образца.на шести болтах и люк с выштамповкой посередине.
На ранних башнях петли люка крепились к крышке клепками, а к крыше башни (для возможности демонтажа) - на болтах. На более поздних люках вместо клепки применялась сварка. Крепление заднего люка было усилено не только на литых, но и на сварных башнях, производство которых не прекращалось.В таком виде танк выпускался как минимум до июня 1941 года.
В последние месяцы работы завода №183 в Харькове выпускались танки, оснащенные только одним прибором наблюдения и люком без выреза под прибор кругового обзора.
Был разработан новый тип бронировки вентилятора, но в полной мере, эти новшества были реализованы уже на СТЗ, который принял на себя в этот период основную нагрузку по производству Т-34.
В октябре 1941 года завод продолжил свою работу уже на Урале...
 

Сталинградская башня.

  Первые сталинградские башни собирались из мариупольских комплектующих и внешне не должны были отличаться от харьковских образцов. С июля - августа 1941 года сталинградские машин получили некоторые усовершенствования, которые уже начали реализо-вывать на харьковском заводе перед эвакуацией. Была изменена конструкция вентилятора - его крышка теперь откидывалась на внешней петле вперед, а на следующем этапе,новая крестообразная крышка крепилась неподвижно. В этот период прибор наблюдения заряжающего, из-за острого дефицита,монтировался не на все машины. В таких случаях, отверстие для его установки прикрывала заглушка.
В этот период по всем заводам сложилась критическая ситуация с башенным производством. Дефицит был настолько острым, что башни производства заводов второго эшелона распределял лично нарком танковой промышленности.
До осени 1941 года конфигурация башен не менялась. В сентябре 1941 года на заводе №264 приступили к разработке нового способа раскроя бронелистов и сборки башен (аналогично корпусам), который был освоен к концу года. Этот метод исключал операцию по изгибу кормовой части бортовых листов башни. Такой образец был утвержден к производству 17 сентября 1941 года. С декабря 1941 года СТЗ выпускал танки с новой башней.
Основной ее особенностью была увеличенная задняя стенка, закрепленная восемью болтами, крестообразный вентилятор и бронировка боковых приборов наблюдения с вырезами, обеспечивавшими лучший обзор. Новый тип бронировки устанавливался не на все башни - использовался задел деталей старого образца, поэтому на машинах этого периода встречаются бронедетали обоих типов. Изменилась конструкция и нижней задней части башни - теперь она состояла не из одной, а из трех деталей. Появился и правый прибор наблюдения, характерной формы. Такой же прибор встречается на Т-60 и KB этого времени выпуска.
На некоторых машинах встречается новый люк увеличенной толщины (с выштамповкой посередине), однако, до выработки запаса люков старого образца, на танки устанавливали вперемешку оба типа. Для крепления петель к башне применялась сварка. Это усложняло демонтаж люка, в случае необходимости, но даже такое упрощение, было крайне важно в тот период.
Очередным этапом развития стало применение шипового соединения в конструкции башни. К апрелю 1942 года бала разработан новый вариант передней части башни - появились так называемые косынки, исключавшие рикошетирование снарядов в область погона.
Одновременно было введено изменение способа крепления задней стенки башни (что было связано с новым способом демонтажа пушки, разработанным сормовичами) - как и на сормовских танках, она стала выполняться несъемной. На корпусах таких машин приваривались специальные упоры.
На люках танка Т-34 с пушкой Ф-34 приборы кругового обзора не устанавливали, но в заготовках уже был высверлен центр отверстия, который заваривали, иногда вставив в это отверстие болт подходящего размера.

Маска орудия, тоже, претерпела изменения: она теперь состояла не из правой и левой половин, а из верхней изогнутой и плоской нижней части. Плоской, без изгиба, стала и передняя часть, что привело к появлению выступающей вперед скулы. Сам щиток маски, стал короче снизу, и это избавило от необходимости изгибать его по форме башенного погона. Известно, что существовало два типа таких масок.
На этом развитие сталинградской ветви эволюции башен танка Т-34 прекратилось.
В сентябре 1941 года отливки башен (58 штук) и деревянные модели, применяемые для формовки, были эвакуированы в Горький, где видимо, были использованы в собственном производстве.

СОРМОВСКИЕ БАШНИ. 

  На "Красном Сормове", как и на других заводах, работы по изготовлению башен начались с использования мариупольских комплектующих, однако мощное литейное производство позволило сразу же приступить к выпуску собственных башен.
Заводами - смежниками в этой области производства были определены Кулебакский завод, Магнитогорский, Кузнецкий металлургические комбинаты и Новотагильский металлургический завод.
Сормовские башни несколько отличались от мариупольских формой литьевого стыка и более рациональными обводами передней части - она была больше заострена.
Такая мера была, по сути, аналогична сталинградским "косынкам". Предположительно, с февраля 1942 года на танки устанавливали только новый люк, увеличенной толщины, с выштамповкой посередине - к этому времени запас люков старого образца был полностью израсходован. В этот же период была усилена и бронировка маски пушки. 

Танк Т-34 с пушкой Ф-34

 

  Кормовой люк, для демонтажа пушки, создавал ряд проблем в производстве. Механическая обработка его ниши на отливке - это дополнительная технологическая операция, а значит и время, затраченное на производство одной башни.
Поскольку необходимость замены орудия в войсках возникала крайне редко, от люка решили отказаться, а пушку монтировать через погон. Сначала башню установили на специальный стенд, оснащенный спереди упорными планками, и отработали всю операцию по монтажу, а затем и демонтажу пушки.
На следующем этапе была отработана та же процедура, но применительно к полевым условиям. Парой домкратов, со специальными захватами, башня была приподнята, потом под нее подложили деревянные упоры, и постепенно, добавляя брусья и перестав-
ляя домкраты, выжали башню на требуемую высоту.
Этот метод, предтоженный начальником сектора вооружения Сормовского завода А.С. Окуневым, был принят и используется почти без изменений на многих типах современных танков.
С 1 марта сормовские танки Т-34 шли уже без кормового люка, но с небольшими дополнениями - в месте установки домкратов появились бонки для их фиксации, а спереди на корпусе, непосредственно под гребнями маски, два упора. Защитная планка, предотвращавшая соскальзывание башни вперед, их не заменяла, а дополняла. Поручни на башне (как и на корпусе) появились в середине 1942 года.
Примерно в это же время была принята литая бронировка командирской панорамы и наблюдательного прибора заряжающего. На некоторых образцах встречаются небольшие приливы местах их установки. В 1943 году изменилась конструкция замка крышки люка. Литьевой номер, сначала трехзначный, а затем, по нарастающей, четырехзначный, обычно наносился в передней части, справа и слева.
Башни такого типа продержались на "Красном Сормове" дольше, чем на всех остальных танковых заводах. В 1943 году, когда другие предприятия, перешли на выпуск шестигранных башен, здесь все еще продолжали отливать башни "раннего" образца.

 БАШНИ ЗАВОДА №103 (НИЖНИЙ ТАГИЛ)

  Первые нижнетагильские танки были оснащены башнями, собранными из эвакуированных комплектующих. В процессе наладки производства на новом месте возникли неожиданные трудности - вагон с материалами по этому разделу был потерян при эвакуации. Из за технической неисправности его надолго загнали в какой то тупик Этот эпизод неоднократно упоминается в мемуарной литературе, и видимо имеет под собой почву. Вероятно, в вагоне находились литьевые модели, и документация, связанная с ними. Эту информацию, конструкторы, во главе с Марком Набутовским, восстанавливали в сжатые сроки, буквально по памяти.
Заформовать башню целиком на имеющихся формовочных столах было невозможно. поэтому, до получения нового оборудования было принято решение делать форму из нескольких элементов. В результате башня потаилась с некоторыми отличиями от предыдущего образца. В ее конструкции были использованы новшества, уже применявшиеся
к тому времени в Сталинграде, а также введен целый ряд собственных усовершенствований. К моменту, когда пропавший вагон был обнаружен, башня была уже готова к производству.
Для комплектации танков этого периода использовались башни кулебакского литья, и,по некоторым сведениям, башни производства УЗТМ. Как бы то ни было, но нижнетагильская башня заметно отличается от предыдущих образцов формой среза верхней части маски пушки и бронировкой бортовых приборов наблюдения, обеспечивавшей больший сектор обзора. Боковые накладки маски пушки стали длиннее. Такой тип башни выпускался в первой половине 1942 года. С конца зимы - начала весны 1942 года началось освоение производства новой, шестигранной башни.

  • Исключения из правил.

  В результате ремонта появлялись порой совершенно неожиданные варианты.
На танке "Комсомолец Забайкалья" штатные боковые приборы наблюдения заменены более поздними, как на шестигранной башне. Большая крышка люка, порой открытого в бою, часто получала повреждения.
Грибки вентилятора тоже часто повреждались в боях. При ремонте Т-34 со сварной башней выпуска 1941 года, колпак вентилятора - грибка, заменили более поздним, крестообразным, но поместили его, естественно, на прежне месте, над отверстием - справа от оси башни. Такой образец установленный как памятник в Познани, создал у многих неправильное представление о штатном размещении крестообразного вентилятора.
Не стоит упоминать о многочисленных "ляпах" возникших при не очень правильном восстановлении сохранившихся образцов, стоит лишь заметить, что признаками индивидуальности (в той или иной степени) обладает практически каждый танк.
Оснащались танки с ранним типом башни и 57 мм орудием. Существовало большое количество опытных машин на базе старых, отработавших ресурс танков. Множество башен использовалось как ДОТы при строительстве оборонительных сооружений.
Башни сормовского производства, шедшие на бронекатера, как правило, не имели отверстия для установки приспособления по проверке отката, расположенного на задней стенке башни, а при установке на бронепоезде оснащались скобой-ручкой на крышке люка.

  Бронировка приборов наблюдения МК-4, конструкция которых была позаимствована с английских машин.
Фальшивые перископы. Их устанавливали на башне справа, чтобы по внешнему виду противник не мог бы отличить командирскую машину, на которой стояло два прибора наблюдения.
Первоначально планировалось, что их форма будет повторять настоящий прибор, но в процессе производства они были упрощены до обрезка трубы, открытого сверху.